Без привилегий
Ни для кого не станет откровением, что молодые ребята, выбирая место для дальнейшего обучения после школы, делятся на несколько групп: те, кто изначально хотели «быть космонавтом» и добились этого (то есть всегда знали, кем хотят быть); те, за кого всё выбрали заранее и те, кто поступил под влиянием совокупности факторов (родственники работают в этой сфере, и они об этом интересно рассказывали; в данный период была модна именно эта профессия или что-то еще).
У меня все вышло согласно третьему пункту: дядя работал на Ямале в строительной компании для нефтяной отрасли (прокладывали дороги к кустам скважин), и некоторые другие родственники были заняты именно в этой сфере. Тем не менее, при поступлении у меня не было никаких привилегий — я поступал в общем наборе. Так что в этом плане те, кто говорит, что связи решают все при поступлении, не всегда прав — если есть желание и способности — поступишь без сторонней помощи.
От двоечника до отличника
Важно понять, куда ты пойдешь, примерно за год до поступления, чтобы успеть подготовиться к профильным экзаменам. Тем более, что сейчас базовые предметы ЕГЭ разделили по уровням сложности. Не стоит пренебрегать помощью репетиторов — по одному из необходимых предметов я вышел прошел путь от двоечника до отличника за полгода. Это была химия. Секрет такого «взлета» в том, что, когда я переехал из Москвы в другую республику, в деревню в Кугарчинском районе в Башкирии, местная учительница сказала мне, что больше, чем на двойку, я не тяну — и я стал заниматься.
Могу сказать, что в селе Мраково обучают лучше, чем во многих школах в Москве, где я сменил пять школ.
Лучшая кафедра
Конечно, я подавал документы в несколько вузов: во-первых, все они были техническими, и, во-вторых, все были интересными и перспективными. Важно правильно расставить приоритеты. В итоге пришлось выбирать из всех пяти вузов, в которые я подавал документы, так как прошел я везде. Это были РУДН, РГУНГ, МЭИ и еще пара, названия которых я уже, если честно, не помню. Не скажу, что выбор был трудным — в РГУНГ имени Губкина мне посчастливилось пройти на лучшую кафедру — кафедру разработки нефтяных и газовых месторождений (на направление «нефтегазовое дело»). Наша кафедра — одна из немногих, которая выдает удостоверения о профессиональной деятельности после второго курса. Удостоверение о профессиональной деятельности дает право работать на кусте после сдачи экзаменов в фирме (в компании). Куст скважин — совокупность скважин, объединенных одним сборным пунктом.
Важно понимать, зачем ты учишься
Первые пару лет идет обучение по базовым предметам — без отличного знания базы невозможно стать хорошим специалистом в нефтегазовой отрасли. Математика, физика, химия, экология, экономика и многие другие — по всем этим предметам организуются практические занятия, лекции, лабораторные. Далее идет изучение профильных предметов — «разработки нефтяных месторождений и физики пласта», например. На занятиях по разработке нефтяных месторождений изучают методы извлечения углеводородов из недр с наименьшими затратами и наибольшими объемами. На «физике пласта» изучают, каким образом в недрах происходят движения флюидов. Флюид — это нефть, смешанная с газом, водой и разным шламом (отходы продукта, составляющие пылевые и мелочные его части, получаемые в виде осадка при промывке какого-либо рудного материала. — Прим.ред.). На «скважинной добыче» изучают уже не методы извлечения, а то, чем конкретно извлекать нефть — инструменты, то есть штанговые, электроцентробежные насосы и многие другие ресурсы. Это основные профильные предметы.
Лично мне, почему-то, всегда нравилась геология. Геология — это основа всего, если можно так сказать. Возможно, это банальность, но очень важно понимать, зачем ты учишься. Если тебе неинтересно учиться, если ты не умеешь продемонстрировать знания и свою мотивацию (ведь просто знать — мало), то твой карьерный путь начнется либо с самых низов (какой смысл тогда было поступать в лучший нефтегазовый университет России? Окончил техникум и — вперед!), либо придется опираться на помощь других людей, и тут уж как пойдет.
Работа в поле
После третьего курса у студентов есть возможность поехать в другую область, чтобы почувствовать на себе все нюансы работы в поле. Например, я поехал в Калининград, в «Лукойл», на месяц. Там мы ездили по кустам скважин, заменяли реагент, брали пробу. Реагент мы заменяли для того, чтобы флюид легче двигался по трубопроводу. Пробы берутся ежедневно и ежемесячно для проверки процента нефти и анализа ее состава в лаборатории. Один раз была авария на скважине — мы ездили промывать насос с целью запуска. Если бы его не запустили, пришлось бы менять насос или принимать другие меры, относящиеся к капитальному ремонту. По итогам практики формировался отчет с отзывом мастера. Самым интересным в практике для меня было очное знакомство с предметом будущей работы.
Найти себя
Пока идет обучение по базовым предметам, университет дает прекрасную возможность найти себя в различных внутренних организациях, кружках и студиях. Из основных организаций, где студент может приложить свои усилия, могу выделить профком, пиар-отдел, секцию SPE, союз творческих студентов (СТС), совет старостата, Губкинский кейс-клуб, Губкинскую бизнес-школу и многие другие, не менее важные и перспективные.
Секция SPE — это сообщество инженеров-нефтяников по всему миру, оно, в том числе, есть у нас. Недавно ребят признали лучшей секцией России. Крайне рекомендую в ней участвовать — разовьете английский, лидерские, коммуникационные навыки и приобретете опыт работы в нефтегазовых и не только проектах, да еще и по заграницам наездитесь. Губкинский кейс-клуб организует проведение чемпионатов по кейсам, развивает способность ребят к анализу и работе в команде. Из кружков и студий выделю фотоклуб (в нем можно «прокачать» свои навыки, там есть даже своя внутренняя фотостудия), клуб любителей истории (его ведет Надежда Охапкина, прекрасный преподаватель — с этим клубом можно совершенно бесплатно объездить треть России в рамках устраиваемых экскурсий), танцевальные кружки, кружки пения, музыкальные, клуб интернациональной дружбы (здесь можно улучшить свой английский или, например, испанский). В рамках клуба любителей истории я ездил на экскурсии — в Переяславль-Залесский, например. Было очень круто. Не могу не упомянуть GUtv — нашу собственную телевизионную студию. В ней подрастают молодые операторы, ведущие, крутые монтажеры. Очень сплоченная и дружная команда.
Кручу-верчу
В РГУНГ очень много практики. Особенно у тех, кто умеет «крутиться». И не только в университете, хотя у нас есть и лаборатории по разработке, и супердорогие стенды, на которых ты можешь руководить разработкой месторождений, и музеи с оборудованием. Возвращаясь к практике, хочу отметить, что у нас многие ребята во время учебы ездили практиковаться в «Газпром», «Лукойл». И не обязательно для этого выигрывать золотой кубок на кейс-чемпионате changellenge.com (хотя это тоже очень неплохой вариант, крайне рекомендую участвовать). Просто надо быть активным, «развесить уши» везде, где можно, и идти вверх. Постоянно. Отдельно хотелось бы поговорить о преподавателях. Они реально хорошие — все.
Если у тебя есть желание учиться, они дадут все необходимое. Если нет, то у тебя проблемы, парень, — церемониться никто не будет.
Перспективы и опасности
Состояние нефтяной промышленности на настоящий момент таково, что нужно сразу понять, в какой отрасли ты будешь работать. Морская нефтедобыча и зарубежные разработки — это самые перспективные направления, особенно, если идешь учиться на факультет разработки нефтяных и газовых месторождений.
Для первого варианта нужно иметь отменное здоровье и много всего читать по этой теме, для второго — прекрасно знать английский язык и разбираться в зарубежных компаниях. При работе, связанной с разработкой нефтяных месторождений, может возникнуть немало опасностей — разлив нефти, аварии на качалке вроде отскока ключа с последующим срезом головы, пожары, падения труб и многое другое. На занятиях по безопасности мы смотрели реальные акты о несчастных случаях — одного мужчину переехали трактором. Два раза. Потом отскребали.
Если ты работаешь на морской платформе, то там главный риск состоит в том, что людям некуда деться в случае пожара. Как правило, их спасают на шлюпках, вертолетах. Вертолеты, правда, не всегда успевают долететь, а шлюпок мало. Зато на морской нефтедобыче платят намного больше, чем на суше. Что касается меня, хочу кое в чем признаться. Я изначально выбрал не тот факультет. Я понял, что мне надо было идти на факультет автоматики и вычислительной техники (IT). Так что следуйте своим желаниям, именно своим, не слушайте никого. Правда, в итоге я все равно пошел работать в крупнейшую немецкую компанию по производству, продажам и внедрению бизнес-приложений для, приоритетно, нефтегазовой отрасли, и я счастлив.
Обсуждение материала
Оставить комментарий