Сильная вертикаль: грядет реформа образования

В России грядет очередная школьная реформа. На этот раз речь идет о переподчинении школ, то есть, по словам министра образования, «возвращение школ в государство и выстраивание государственного управления». Некоторые непосредственные участники образовательного процесса восприняли эту новость без энтузиазма: работать все время в состоянии «ремонта» очень сложно, да и укрепление вертикали не всегда идет на пользу школе.
1 комментарий
Фото: Martin Abegglen / Flickr / CC BY-SA 2.0

Российские школы испытывают недостаток внимания со стороны государства, к такому выводу пришла министр образования и науки РФ Ольга Васильева. Чтобы исправить это положение, по ее мнению, необходима реформа, которая укрепит вертикаль управления общим образованием в стране. Нынешняя модель менеджмента в этой области сложилась в 90-е годы. «Сейчас совершенно другой исторический период, который требует, естественно, — я позволю себе такой термин произнести — „государственных школ“. То есть возвращения школ в государство и выстраивания государственного управления, потому что сейчас школы вне государственной опеки и заботы», — сказала Васильева, выступая на заседании комитета Госдумы по образованию и науке.

По ее мнению, в рамках сложившейся модели ни ее ведомство, ни региональные власти не могут управлять школами. Выход она видит в переподчинении общеобразовательных учреждений — от муниципальных районов напрямую властям регионов. «Трудно себе представить, что 44 тысячи школ никоим образом министерству образования и науки не подчиняются. Также они не подчиняются региону», — подчеркнула глава Минобрнауки.

получается, мы не собираем страну, а ее растаскиваем

Васильева напомнила, что сейчас в России вводится концепция единого образовательного пространства — образовательные программы в разных городах, от Калининграда до Владивостока, должны быть едиными. Между тем, пока муниципальные власти на правах учредителей могут менять программы, что в концепцию не вписывается. «Получается, мы не собираем страну, а ее растаскиваем», — сказала министр. Для начала власти намерены провести «пилотный проект» — апробировать новую модель в 16 субъектах РФ, а затем, в случае успеха, распространить на всю страну.

Мнения непосредственных участников образовательного процесса — директоров школ и учителей — о грядущих переменах разделились. С одной стороны, не секрет, что муниципальные власти в нашей огромной стране обладают совершенно разными возможностями. Часто бывает, что именно они — самое слабое звено в управлении, что печальным образом отражается и на финансировании школ, и на зарплатах учителей. Например, народный учитель России, директор московского центра образования «Царицыно» № 548 Ефим Рачевский поддерживает идею реформы и надеется, что «на уровне района более профессионально распоряжаются финансовыми потоками, что должно положительно сказаться на школах». В качестве примера управления школьным образованием он привел города-субъекты Москву и Санкт-Петербург, где «в одном лице и муниципалитет, и регион». Среди аргументов за реформу приводятся и такие: школы, выходя из подчинения муниципалитета, уходят от необходимости следовать «дури» местных царьков, появится надежда на эффективную и честную оценку деятельности директоров школ; возможно, и финансирование зданий станет региональным, а значит, появятся средства на ремонт. Кроме того, как надеются некоторые учителя, бумажной волокиты может стать меньше, так как количество вышестоящих инстанций, требующих отчета, сократится.

сплошные реформы, очень хочется узнать об итогах хотя бы одной из них

А вот учитель литературы Сергей Волков, руководитель кафедры словесности «Новой школы», видит в усиливающихся вертикальных связях в образовательной сфере много неудобств, «противоречащих самой идее живой жизни». На своей странице в Facebook он написал: «Проблема, кому в реальности „подчиняется“ школа, у нас традиционно запутанная. Вообще-то муниципалитету. Но зарплаты и норматив на школьника — это регион. А экзаменационные замеры федеральные. Но важно, что образовательную программу разрабатывает при этом сама школа. Это ее зона свободы, хотя бы на бумаге, по закону. Похоже, начинается интересный процесс переподчинения. И это, как мне кажется, не только про деньги. Это про то самое содержание и про программы, которые были отданы школе. Это про бОльшую управляемость, про единообразие, про удобство контроля. Про идеологию».

Но главное, многие учителя с опаской и недоверием относятся к самой идее снова коренным образом менять образовательную систему. «Я пришла в школу в год, когда началась образовательная реформа, в этом году оформляю пенсию — и опять начало реформы. Между ними — сплошные реформы. Очень хочется узнать об итогах хотя бы одной из них», — примерно такую реакцию на очередную реформу чаще всего высказывают учителя на своих форумах.

1 комментарий

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты