Учёба.ру WWW.UCHEBA.RU
 

Как я выиграл Всероссийскую олимпиаду школьников — 2018

В конце апреля в городах России завершились заключительные этапы Всероссийской олимпиады школьников по математике, физике, истории, экономике. Пройдя школьный, муниципальный и региональный туры, лучшие старшеклассники добрались до финала и выиграли его. О том, как им удалось добиться такого результата, «Учёба.ру» побеседовала с победителями олимпиады — 2018.
Анна Буланова
Анна Буланова, Учеба.ру
14 мая 2018
Фото: Paul Downey / Flickr / CC BY 2.0
Виктория Сисина,
ученица 11-го класса школы № 1741,
призер Всероссийской олимпиады школьников-2018 по физике

«Несмотря на то что я учусь в общеобразовательной школе, у меня очень сильный преподаватель по физике, который любит свой предмет и может заинтересовать им учеников. Именно она в свое время побудила меня поехать на выездную школу, где я окончательно поняла, что физика — это невероятно интересно. Поскольку я три года подряд становилась призером «Всероса», в этом году у меня было право сразу ехать на заключительный этап. Однако для тренировки я все же написала муниципальный и региональный туры в Москве.

На мой взгляд, лучший способ подготовки к олимпиадам по физике — «отрешивать» задачи прошлых лет. Но очень важно помнить, к какому именно этапу вы готовитесь, и не забегать вперед. К примеру, я знаю ребят, которые были в состоянии понимать материал вузовских учебников, что говорит о хорошем уровне знания предмета, но, к сожалению, не смогли пройти региональный этап. Также мне очень помогли выездные сборы, которые регулярно организуются тренерским штабом сборной Москвы, и городские кружки по теории и эксперименту.

Финал в этом году проходил в Тюмени, там было два тура: теоретический и экспериментальный. Традиционно первым проводится экспериментальный тур. Задачи на нем всегда очень интересные. Я получаю невероятное удовольствие от исследования нового физического явления, которое предлагают авторы задачи. Я считаю, что этот тур очень важен, так как физика — это, в первую очередь, экспериментальная наука. Далее идет теоретический тур, на котором предлагается пять задач. Лично для меня он чуть менее интересен, чем экспериментальный. После получения своего первого диплома в 9-м классе я испытывала невероятную радость, в этом году таких эмоций, конечно, уже не было.

Что касается вуза, то в данный момент я выбираю из двух вариантов: физический факультет МГУ или факультет биологической и медицинской физики МФТИ. Я хочу заниматься биофизикой, так как считаю эту область на стыке наук крайне перспективной. В ближайших планах у меня — наслаждаться весной и осознанием того, что теперь есть возможность без угрызений совести просто отдыхать».

Егор Рябов,
ученик 11-го класса школы № 1329,
победитель Всероссийской олимпиады школьников-2018 по математике

«В этом году на финал „Всероса“ я попал по диплому прошлого года, но в региональном этапе, который проходил в Шуваловском корпусе МГУ, я тоже участвовал, в основном, для тренировки. Моя подготовка к олимпиаде заключается в основном в регулярном посещении кружка в Центре педагогического мастерства, поездках на сборы и участии в других соревнованиях, так что я всегда в форме. Задания на заключительном этапе сильно сложнее заданий на „регионе“». А задания на школьном и муниципальном турах должны быть очень простыми для тех, кто собирается пройти на финал.

Я участвую в заключительном этапе «Всероса» регулярно, поэтому научился не волноваться перед турами, поскольку это сильно мешает сосредоточиться на решении задач. После окончания туров я не сильно рассчитывал на победу и чрезвычайно обрадовался, когда узнал, что в задаче, которую я считал нерешенной, набрал четыре балла (больше половины баллов за задачу на Всероссийской олимпиаде означает, что она больше решена, чем нет).

Для того чтобы получить диплом призера на «Всеросе» по математике, не надо быть кем-то особенным, достаточно любить задачи и хорошо разбираться в различных общих методах решения. Для победы же нужно этих методов знать много и очень хорошо уметь их применять. По моему мнению, наивысший уровень продуктивности на олимпиаде достигается, если тщательно к ней готовиться, а накануне старта дать себе полный отдых от математики на недельку и хорошо высыпаться.

После школы я буду учиться на математическом факультете НИУ ВШЭ, потому что мне нравится заниматься математикой. В ближайшее время буду готовиться к международной математической олимпиаде, чтобы достойно там выступить».

Филипп Дубин,
ученик 11-го класса лицея «Вторая школа»,
победитель Всероссийской олимпиады школьников-2018 по экономике

«Лицей "Вторая школа" — одна из лучших физматшкол в России. Экономике здесь внимания практически не уделяется, в учебное время она не преподается, есть только вечерние кружки. До финала я участвовал в муниципальном и региональном этапе олимпиады. В качестве подготовки я перерешал все более-менее современные (с 2005 года) олимпиады прошлых лет. Благодаря учителю, Александру Николаевичу Челеховскому, у меня была возможность отслеживать свои успехи, поскольку все выполненные мною олимпиады были проверены и оценены по критериям жюри.

Продолжительность заключительного этапа в этом году была сокращена до трех часов, поэтому времени отвлекаться на туре совсем не было. Задания все были решаемые, но требовалось время, которого было мало. Особенно понравилась последняя задача во втором туре, после того, как я ее решил, получил эстетическое удовлетворение, даже настроение улучшилось.

Эмоции были особенно сильные, когда я узнал балл за второй тур. Моя изначальная цель заключалась в том, чтобы взять диплом призера, а дальше как получится, поэтому когда я увидел свой балл и понял, что получу диплом — почувствовал себя счастливым. Интрига относительно диплома победителя сохранялась вплоть до награждения. Когда со сцены объявили, что я победитель, я почувствовал мурашки по всему телу. Эмоции были незабываемые.

С дальнейшим обучением я пока не определился. Сейчас выбираю между совместным бакалавриатом РЭШ и НИУ ВШЭ и МИЭФом НИУ ВШЭ. Я остановил свой выбор на Высшей школе экономики, поскольку считаю этот университет наиболее прогрессивным в России. В ближайшее время планирую немного отдохнуть и подготовиться к ЕГЭ».

Анна Потапова,
ученица 11-го класса лицея № 1535,
победитель Всероссийской олимпиады школьников-2018 по истории

«Я учусь в гуманитарном классе лицея № 1535. История — один из моих профильных предметов и преподается на высоком уровне, что сильно помогало в подготовке к олимпиаде. Как и другие школьники, в 10-м классе я писала все этапы «Всероса»: школьный в лицее, муниципальный в одной из школ Хамовнического района, затем городской и, наконец, заключительный в Архангельске. В этом году, уже будучи призером, я имела право сразу поехать на финал в Сочи, но все же решила написать городской тур для тренировки. Основой подготовки для меня были ежедневные занятия в лицее и дома, заключавшиеся в систематическом повторении материалов, подготовке к таким типам заданий, как эссе и проект. Кроме того, мне очень помогли занятия в Центре педагогического мастерства.

Безусловно, и типы заданий, и уровень их сложности заметно отличаются на разных этапах олимпиады, даже на последних. В этом году, например, мне показалось, что проект на заключительном этапе был значительно сложнее, чем на региональном. Сами члены жюри отмечают, что стараются сделать финал достаточно сложным, неожиданным и серьезным испытанием, отличающимся от всех прочих.

Заключительный этап всегда связан с большими надеждами и ожиданиями, поэтому я, конечно, сильно волновалась. Задания, как обычно, были непростыми. Некоторые даже сильно меня удивили — например, задание, посвященное церемонии открытия Олимпийских игр-2014. С другой стороны, мне понравилось, что в этом году было много интересных и нестандартных аналитических заданий. Я узнала о своей победе уже в Смоленске, куда приехала с финала по истории на финал по МХК. Я была невероятно рада, хотя было досадно, что я не смогу присутствовать на церемонии закрытия олимпиады и подержать в руках заветный диплом.

Поле школы я хочу поступить в МГИМО. Я люблю изучать языки и хочу получить хорошее гуманитарное образование. Кроме того, мне интересны международные отношения, что и определило выбор вуза. А сейчас я, в первую очередь, хочу отдохнуть, выспаться, уделить время тем наукам и иностранным языкам, времени на которые не хватало раньше. В мае нужно подготовиться к ЕГЭ, а летом мне бы хотелось больше времени посвящать спорту».

Ищете школу, вуз, колледж или курсы? Все учебные заведения — в каталоге «Учёба.ру»!
Анна Буланова
Анна Буланова, Учеба.ру
14 мая 2018

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты